Глава I. 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О БЫТОВЫХ ШВЕЙНЫХ МАШИНАХ

В книге рассматриваются некоторые швейные машины, предназначенные для населения. Подольский механический завод выпускает для населения швейные машины разных классов:
2-М, 100 кл. и машину «Чайка».
Кроме машин Подольского механического завода население приобретало другие швейные машины как отечественного производства-например «Тула», «Ржев» (Машины «Тула» и «Ржев» с встроенными в корпус электродвигателямн называют электрическими швейными машинами.), так и импортные, например «Веритас». «Наумам», «Келер», «Радом», «Лучник», Хоста», «Фрея», «Панония», «Кнох» и др.
Швейные машины отечественного производства выпускались с разными приводами:
ручным приводом (ручные машины) — машины, ПМЗ (рис. 1, а, б, в) и «Ржев» (рис. 1, г);
с ножным приводом (ножные машины) — машины ПМЗ (рис. 2, а, б);
с приводом от электродвигателя (рис. 3, д, б, в) — машины ПМЗ, «Тула» и «Ржев».
Импортные швейные машины также бывают с разными приводами. Например, машины «Лучник», «Чепель» может быть с ручным или ножным приводом, машины «Науман», «Веритас», «Тикка-Хоста», «Келер», «Кнох», «Лада» 236 кл. и «Лада» 237 кл. — только с ножным приводом, машина «Радом» — с ножным приводом или приводом от электродвигателя. Машины «Лада» Т-132 кл. и «Лада» Т-132-2 кл. и машина «Фрея» — только с электроприводом.
На всех перечисленных выше швейных машинах можно шить, вышивать и штопать. Причем обычной прямолинейной двухниточной строчкой можно шить на всех машинах, а трехниточной и зигзагообразной строчками — лишь на зигзаг-машинах (Зигзаг-машиной называется машина, выполняющая загзагообразную строчку.). Например, на машинах «Тула» (см. рис 3, б), «Лада» 236 кл. (рис. 4, а), «Келер» 53-2 кл. (рис. 4, б), «Радом» 84 кл. рис. 4, в), «Радом» 8б кл. (рис. 4, г) и др. На зигзаг-машинах- автоматиках (Автоматиками условно называются зигзаг-машины, в которые встроено копировальное устройство, позволяющее механически выполнять различные узорные строчки.), как например «Келер» 51-2 кл. (рис. 5, а), «Лада» 237-1 кл. (рис. 5,6), «Веритас»8014/33 кл- (рис. 5, в) и «Лада» Т-132-2 кл. (рис. 5, г), можно изготовлять узорные швы при помощи копировального устройства, а на «Веритас» 8014/35 — программного.


Рис.1 Отечественные швейные машины.

Рис. 2. Отечественные швейные машины с ножным приводом: а — ПМЗ 1-м, б — ПМЗ 2-м

Рис. 3 Отечественные машины с приводом от электродвигателя:
а - ПМЗ; б - «Тула»; в - «Ржев»

Ко всем машинам даются различные дополнительные лапки и приспособления, при помощи которых можно облегчать и ускорять процесс выполнения строчек и швов и выполнять их более точно.
Такие строчки и швы, как обычная прямолинейная строчка, подрубочный, бельевые и другие швы, могут быть выполнены на любой бытовой швейной машине, а такие, как трехниточная строчка, рельефный шов, а также выметывание петель, пришивание пуговиц и т. д., можно выполнить только на зигзаг-машинах.

Рис. 4 Импортные швейные зигзаг-машины:
а — «Лада» 236 кл. с ножным приводом; б — «Келер» 53-2 кл. с ножным приводом; в — «Радом» 84 кл. с ножным приводом; г — «Радом» 86 кл. с электродвигателем

Рис. 5. Машина с автоматикой:
а — «Келер» 51-2 кл., б — «Лада» 237-1 кл; в — «Веритас» 8014/33 кл.; г — «Лада» Т-132-2 кл.

Некоторые строчки и швы (например, подрубочный шов) можно выполнять при помощи обычной нажимной лапки, а есть швы, которые можно выполнить только при помощи специальных лапок, которые прилагаются к машине или покупаются дополнительно.
Какие строчки и швы, какими лапками или приспособлениями удобнее выполнять и как пользоваться лапками и приспособлениями, сказано в II и III главах данной книги.

Все бытовые швейные машины предназначены для шитья изделий из различных тканей: хлопчатобумажных, шерстяных, шелковых и нетканого материала. Трикотаж можно обрабатывать на зигзаг-машинах.
На бытовых швейных машинах в отличие от производственных швейных машин не шьют из очень толстых и плотных тканей, например из брезента или грубошерстных тканей.

Преимущество зигзаг-машин перед машинами с прямолинейной строчкой (прямострочными) состоит в том, что на них можно выполнить обметывание швов (срезов тканей), выметывание петель и другие работы, которые при выполнении вручную требуют много времени и получаются менее прочными и красивыми. На прямострочных машинах эти операции (швы) не выполняют, за исключением обметки швов при использовании специального приспособления под названием «зигзаг» (Все эти приспособления не особенно себя оправдали).
Еще больше преимуществ имеют машины, у которых есть встроенная автоматика, программное устройство или сменные копиры.
Чтобы швейная машина хорошо работала, надо знать, как с ней обращаться, систематически ухаживать за ней и уметь производить наладку строчки и устранять мелкие неполадки в работе машины.

При неправильной заправке ниток, вставке иглы, установке рычагов управления, несвоевременной чистке и смазке машины могут возникнуть неполадки в ее работе.
Умение обращаться с машиной позволит предотвратить или своевременно устранить мелкие неполадки в работе машины.

Перед началом работы на машине проверяют:
достаточно ли она смазана, легкий ли у нее ход, хорошо ли закреплены на ней лапка, игла и игольная пластинка;
правильно ли вставлена игла по направлению ее желобков и по высоте, соответствует ли толщина иглы толщине и плотности ткани, из которой предполагают шить;
соответствует ли толщина иглы толщине ниток, которыми будут шить. Нитки подбирают соответственно ткани и характеру работ.
В руководстве (инструкции), прилагаемой к швейной машине дается таблица соотношения номеров игл и ниток.

Таблица 1 Подбор игл и ниток


Ткани

Номера игл

Номера ниток

новые

старые

хлопчато
бумажные

шелковые

льняные

Тонкие шелковые, батистовые.

75

11

80 - 100

-

-

Простынное полотно, коленкор, ситец, сатин, шелк

90

14

60 - 80

20

-

Тяжелые хлопчатобумажные ткани, бязь, фланель, тонкие шерстяные ткани, тяжелые шелка

100

16

40 – 60

16 - 18

-

Шерстяные ткани, тик

110

18

30 – 40

10 - 12

-

Толстые шерстяные ткани, толстый тик, толстые брючные и костюмные ткани

120

19

30

-

60 - 80

В некоторых инструкциях, прилагаемых к импортным швейным машинам, не все сказано о подготовке машины к шитью или сказано очень кратко, поэтому в данной книге даются дополнительные разъяснения. Например, в инструкциях не сказано, что для намотки ниток на шпульку в машинах «Лада» 236 кл., «Лада» 237 кл. и «Лада» 238 кл. шпульку надевают на шпиндель моталки и для соединения моталки с маховым колесом машины нажимают на специальную металлическую планочку, находящуюся над моталкой.

Если нажать на моталку, как это делается у машин Подольского завода (ПМЗ), то моталка в машинах «Лада» кл. 236, 237, 236-1, 237-1 и 233 перестанет работать. Как наматывать нитки на шпульку на машинах «Лада» Т-132 кл. и «Лада» Т-132-2 кл. сказано в конце книги.

Намотка ниток на шпульку

Рис. 6. Намотка ниток на шпульку на машине «Келер».

Чтобы намотать нитку на шпульку на машине «Келер», требуется провести ее от катушки к шпульке через натяжное устройство. Чтобы нитка наматывалась на шпульку равномерно и плотными рядами, необходимо надеть катушку на тот катушечный стержень, который находится ближе к маховому колесу 1 (рис. 6, а), а шпульку — на шпиндель (шкив) 2 моталки. Причем, шпульку надевают так, чтобы шпонка 3 (рис. 6, б) шпинделя 2 вошла в прорезь 4 шпульки 5. Далее ведут нитку от катушки к шпульке (рис - 6, в), рукой накручивают в сторону от себя на шпульку несколько витков ниток. Затем берут нитку, идущую от катушки к шпульке, как показано на рис. 6, г, переворачивают ее, как показано на рис. 6, д, и получившуюся петлю 6 надевают на натяжное устройство 7 (рис. 6, е). Ветвь нитки, которая идет от катушки к натяжному устройству, должна пройти под ветвью нитки, идущей от натяжного устройства к шпульке.

Натяжным устройством для намотки ниток на шпульку является винт 7, под которым имеется пружина. Этот винт в машине «Келер» находится на левом краю крышки 8 рукава машины. После этого повертывают влево стерженек 9, находящийся с правой ближней стороны крышки рукава машины (см. рис. 6, а, е). От поворота стерженька 9 влево (рис. 6, ж) к маховому колесу 1 подвинется шпиндель 2 моталки, а вместе с ним и надетая на него шпулька 5.

Одновременно с этим под крышкой рукава придвинется вплотную к маховому колесу резиновый ободок моталки (кольцо моталки), т. е. моталка соединится с маховым колесом машины. В это же время ограничительная пластинка (палец) 10 повернется в сторону шпульки и войдет между ее стенками (флянцами), как показано на рис. 6, ж.

При намотке ниток на шпульку в машинах с ручным и ножным приводом маховое колесо должно иметь холостой ход для того, чтобы во время намотки ниток на шпульку игла не работала. Для этого, придерживая левой рукой маховое колесо, правой рукой немного поворачивают на себя (в сторону работающего) фрикционный винт 11(см. рис. 6, ж.), в результате происходит размыкание сцепления главного вала с маховым колесом. Поэтому главный вал во время вращения махового колеса вращаться не будет, а придвинутый к маховому колесу резиновый ободок моталки при вращении махового колеса будет вращаться и вращать соединенный с ним шкив моталки, на который надета шпулька. Вращение шпульки будет продолжаться до полного ее заполнения. При полном заполнении шпульки нитками моталка специальным устройством отключится от махового колеса и прекратится намотка ниток.

По окончании намотки рукой отодвигают влево шпиндель 2 от махового колеса до конца прорези 12 (см. рис. 6, а, ж) крышки 8 рукава машины. Снимают шпульку со шкива моталки и обрывают нитку, идущую от катушки к шпульке.
В швейных машинах «Тула», «Ржев», «Радом», «Лада» Т-132 кл. и «Лада» Т-132-2 кл., имеющих привод от электродвигателя, для намотки нитки на шпульку машину на холостой ход не переводят, так как при надевании шпульки на шпиндель маховое колесо автоматически отсоединяется от электродвигателя, поэтому маховое колесо машины не трогают.

Намотанную шпульку вставляют в шпульный колпачок, проводят по нему нитку от шпульки и вставляют шпульный колпачок со шпулькой в машину. В машинах «Лада» 236 кл., «Лада» 237 кл. и «Келер» шпульный колпачок вставляют снизу стола через отверстие, имеющееся в кожухе стола. Чтобы видеть, как вставлять шпульный колпачок, открывают задвижную пластинку машины. В машину «Лада» 238 кл. шпульный колпачок можно вставить и через отверстие, образующееся при открывании задвижной пластинки.
Для правильной заправки шпульного колпачка в машину его подносят к челночному устройству машины, держа за защелку шпулькой вверх и придерживая шпульку так, чтобы она не выдвигалась из шпульного колпачка. Вставив шпульный колпачок в машину, опускают защелку и нажимают на колпачок до щелчка, происходящего в момент запирания шпульного колпачка на центровой шпильке челнока. Во избежание перекоса нажимают на середину колпачка.

В шпульных колпачках (шпуледержателях) машин «Ржев», «Тула» и «Лада» Т-132-2 кл. защелок нет. Шпуледержатель, с находящейся в нем шпулькой, например в машине «Тула», подносят к челночному комплекту машины, держа его за корпус, и кладут на стойку челночного комплекта так, чтобы упор 1(рис. 7, а) держателя 2попал в паз 3шпульного колпачка 4 и не вышел из него до закрытия держателя 2 (рис. 7, б), так как при выходе упора 1 держателя из паза 3 шпульного колпачка шпульный колпачок может повернуться, его игольная прорезь 5 (рис. 7, в) отклонится от игольной прорези 6 (см. рис. 7, б) угольной пластинки 7 и игла не попадет в игольную прорезь 5 колпачка, а ударится о его корпус 4 (см. рис. 7, в) и погнется или сломается.

Челночное устройство швейной машины Тула

Рис. 7. Вставка шпульного колпачка (шпуледержателя) в машине «Тула»

При подготовке машины к шитью устанавливают требуемую длину стежка. Если, например, надо стачать детали из полотна или сатина, то их стачивают строчкой с длиной стежка 2 мм. Длину стежка на машине устанавливают рычагом регулятора стежка, который в книге будет условно называться рычагом 1. Натяжение ниток регулируют регулятором натяжения верхней нити (Градусник).

Рис. 8. Регулятор натяжения верхней нитки машины «Радом»

При регулировке натяжения верхней нитки на машинах «Келер» 53 кл., «Келер» 51 кл., «Лада» 236 кл. и «Лада» 237 кл. следует учесть, что у этих машин, кроме общего регулятора натяжения верхних ниток, около крышки рукава машины имеются еще и верхние регуляторы.

Натяжение верхних ниток можно отрегулировать только общим или верхним регулятором или теми и другими вместе (Как переключить с одного натяжения на другое, сказано в разделе «Устранение мелких неполадок»).
Если шьют обычной иглой, то регулируют тем регулятором, через который проведена нитка, а если шьют сдвоенной или двойной иглой, то обоими регуляторами, так как через каждое из них проходит одна из двух верхних ниток. При наличии двух регуляторов верхней нитки машину можно заправить разными по толщине верхними нитками (при установке в нее соответствующих игл для сдвоенной иглы). Эту трехниточную строчку с разными по толщине верхними нитками используют как отделку изделий.

В машинах «Келер» 53-2 кл., «Келер» 51-2 кл., «Лада» 236-1 кл. и «Лада» 237-1 кл. нет верхних регуляторов натяжения верхней нитки.
В машине «Радом» 84 и 86 кл. на винтовой шпильке 1регулятора (рис. 8) натяжения верхней нитки имеются две регулировочные гайки 2 и 3 и две пары шайб (тарелочек натяжения) 4 и 5.

При регулировке натяжения верхней нитки требуется поворачивать одну из регулировочных гаек. Например, если нитка проведена через металлические (светлые) тарелочки 5, то и натяжение регулируют светлой металлической регулировочной гайкой 2, а если нитка проведена между черными пластмассовыми тарелочками натяжения 4, то и поворачивать надо черную пластмассовую регулировочную гайку 3.
После проверки любой машины, заправки ее нитками, установки рычагом 1 требуемой длины стежка следует прострочить пробные строчки. Строчат на куске такой же ткани, из которой будут шить изделие. Пробные строчки нужны для того, чтобы проверить их качество и отрегулировать натяжение ниток.

В машинах «Тула» и «Ржев» проверяют, на какое напряжение установлен встроенный в корпус стойки рукава машины электродвигатель. Если он установлен, например, на напряжение 127 В, а требуется 220 В, то его переключают на нужное напряжение и одновременно приводят в соответствие освещение, т. е. устанавливают подсвечивающую лампочку тоже соответствующего напряжения.
Машина «Радом» 86 кл. выпускается с электродвигателем только на напряжение 220 В, если это напряжение не соответствует напряжению сети в квартире, то электродвигатель включают в электросеть через трансформатор.
Машины «Лада» Т-132 кл. и «Лада» Т-132-2 кл. имеют электродвигатель на напряжение 127В или на 220 В без переключения с одного напряжения на другое.

На ручных и ножных машинах можно работать и при помощи электродвигателя, если установить его возле корпуса машины и соединить с маховым колесом пассиком.
Например, на ножной машине с электродвигателем можно работать как при помощи ножного привода, так и при помощи электродвигателя в зависимости от того, с чем соединено ремнем маховое колесо машины: с пусковым колесом станка или с электродвигателем. Машины ПМЗ 1-М и ПМЗ 2-М продаются с установленными на них электродвигателями и без них. Если машина не имеет электродвигателя, его можно купить и установить самим.

В коробке, в которой продается электропривод к швейным машинам, имеется электродвигатель, педаль-реостат, соединительный шнур и запасные щетки к электродвигателю.
При покупке электропривода смотрят, на какое напряжение он рассчитан. К ручным машинам электродвигатель крепят тем же винтом, что и ручной привод. К ножным же машинам покупают винт для крепления электродвигателя. При покупке винта к машине ПМЗ надо указать, к какой именно машине требуется винт: к машине ПM3 1-М или к машине ПМЗ 2-М. Причем винт от машины ПМЗ 1-М подходит к машине ПМЗ 100 кл., а от машины ПМЗ 2-М, к машине «Чайка» 115-1 кл.

Электродвигатель устанавливают сзади стойки рукава машины (см. рис. 3, а) так, чтобы сквозь паз кронштейна электродвигателя было видно отверстие с резьбой, находящееся на машине ниже махового колеса, и закрепляют винтом. Затем ремнем соединяют электродвигатель с маховым колесом машины (см. рис. 3, а).
К машине «Тула» продавались электродвигатели, рассчитанные на оба напряжения (127 и 220 В), т. е. с переключением на любое напряжение. Электродвигатель к машине «Тула» может установить (сменить) только специалист-механик по данным швейным машинам.

При копировании активная ссылка на сайт http://rembt888.ru обязательна.